Борис Плаксий
(1937 — 2012)
«Ми просто йшли.
У нас нема зерна неправди за собою»
Т.Г. Шевченко
Художника Бориса Плаксия я знаю давно. Мы познакомились в начале 80-х годов. Меня привел к нему в гости, в его квартиру на Оболони, являющуюся по совместительству мастерской, наш общий знакомый. Увиденное произвело на меня глубочайшее впечатление. С тех пор я часто бывал у Бориса. Его творчество мне очень близко. На мой взгляд, это уникальный человек.
Борис Плаксий родился 21 августа 1937г. в г. Смела на Черкащине. Здесь вырос и закончил школу. После службы на Балтийском флоте учился в Днепропетровском художественном училище, потом в Киевском художественном институте, который закончил в 1965 году. С тех пор живет в Киеве.
Во второй половине шестидесятых годов Борис Плаксий был одним из популярнейших и перспективнейших молодых художников-монументалистов. Про него писали газеты и журналы, его оформлением подземного перехода возле дворца «Украина», ресторанов «Наталка», «Пролісок», «Вітряк» восхищались, о его живописи спорили. Борис готовился к вступлению в Союз художников СССР. Но не судьба …
Борис подписал одно из коллективных писем протеста против ресталинизации в Украине. Позже, ему, как и другим, предлагали отказаться от своего «автографа». Большинство со временем «чистосердечно раскаялись», некоторые даже на страницах прессы. Из художников от подписи не отказались только двое: Алла Горская (она вскоре трагически погибла) и Борис Плаксий. Через некоторое время ему пришлось платить за свою неуступчивость: исключили из числа авторов оформления музея героев-молодогвардейцев в Краснодоне, перестали выставлять его работы. Последней каплей, переполнившей чашу терпения «карателей от искусства», стало оформление кафе «Хрещатий Яр» на углу Крещатика и ул. Прорезной, которое Борис Плаксий осуществил в 1971 году. «В декоративной росписи стен, в чеканке, витражах мы стремились отразить основные этапы истории нашего города, начиная с Киевской Руси до наших дней, – рассказывал Борис Плаксий. – Конечно, на таких малых площадях мы не могли показать все события в становлении Киева, пришлось ограничиться фрагментами. Красивые чеканки в меди сделал художник Б.Ф.Сивашенко, прекрасные витражи – О.В.Манзолей. Поклонники искусства валом шли в «Хрещатий Яр» полюбоваться его оформлением, еще, когда оно монтировалось. Но не вписалось творчество в «прокрустово ложе» обычных представлений про монументальное искусство, которое имели высокопоставленные чиновники … На требование все переделать, Борис ответил отказом. Газета «Киевская правда» за 10 января 1971 года поспешила объявить, что «Хрещатий Яр» пополнил ряд предприятий «общепита». Вместе с тем, его открыли значительно позже, когда все уникальное оформление кафе, все работы в нем Бориса Плаксия по-варварски уничтожили. Творчество Плаксия было воспринято как дерзкий вызов. И расплата не заставила себя долго ждать: вместо того, чтобы принять в Союз художников СССР, уволили с работы – он работал в Киевском монументально-декоративном комбинате Худфонда СССР. Начались годы лишений … Всего пришлось испытать – был и «белым рабом» у тогдашних «корифеев» монументального искусства, которые спокойно присваивали плоды Плаксиевого таланта. Считали себя даже благотворителями: дескать, дают художнику, который попал в немилость, средства к существованию. А ведь у него выбора не было.
Мужественно снося злоключения, Борис одержимо работал. Он мог, например (и сейчас может) создать прекрасный портрет за один два сеанса – портретист он, на мой взгляд, непревзойденный. Каторжно трудился над оформлением музея Михаила Коцюбинского в Чернигове. Борис принадлежал искусству.
Думаю, что большую роль в жизни Бориса Плаксия сыграла его жена – Валя, мужественно и нежно поддерживая его во всех невзгодах и радостях.
Только в 1978 году Бориса Плаксия снова приняли на работу в тот самый Киевский монументально-декоративный комбинат. В 1980 году он оформлял уже Киевский молодежный театр, потом серия оформительских работ на Киевском механическом и авиационном заводах, выполнил отдельные работы в научно-исследовательских институтах.
Создал Плаксий более тысячи работ – разных жанров и в разном материале. Один из парадоксов нашей действительности в том, что Плаксия, которого нигде не выставляли, знают и ценят поклонники искусства, и не только в нашей стране.
Борис Плаксий – творец многогранный. Он живописец, монументалист, скульптор, портретист, иллюстратор, график … И философ.
В 1981 году руководители Киевского монументально-декоративного комбината в повторной характеристике-рекомендации в Союз художников СССР отметили: « Во всех перечисленных работах Плаксий Б.И. показал себя зрелым художником, который хорошо владеет композицией, цветом, формой, творчески использует украинские народные мотивы. За этот период им выполнено ряд монументальных работ на высоком художественном уровне … Б.И.Плаксий– талантливый и трудолюбивый художник …»
Но в Союз художников его так и не приняли. Перед рассмотрением заявления в приемной комиссии у него состоялся разговор с ответственным чиновником – про то же самое; про подпись под листом протеста шестидесятых годов. И снова Борис Плаксий не захотел отказаться от него. Об этом он рассказывал мне так: «Я сказал, что теперь, через столько лет, если бы мне снова предложили подписать это письмо, я бы, может, его и не подписал, если бы, что-нибуть в нем противоречило моим убеждениям. А может, и подписал бы. Но отказаться от своей подписи сейчас я не могу, потому, что моя подпись тогда отвечала моим тогдашним убеждениям. Как я могу отказаться от себя самого, пусть даже того, который остался в прошлом? Это же предательство того, что было, и тех людей, которые стояли рядом, и своей души».
В этом ответе – весь Борис Плаксий. Значительное количество современных деятелей литературы и искусства, твердят, что в годы застоя конформизм (читай приспособленчество) не имело альтернативы и было единственной предпосылкой для творчества. Что же, они процветали и тогда, да и ныне им тоже нечего жаловаться: пробуют заработать капитал на покаянии и «массовом прозрении».
Но альтернатива приспособленчеству есть – вот только платить за нее нужно по большому счету.
Борис Плаксий уже «разменял» седьмой десяток. Создал много. В долгие годы гонений к Борису часто приходили такие же, как он талантливые, со своей гражданской позицией, но гонимые системой, писатели, поэты, художники, интеллигенция, поклонники его творчества, подолгу засиживаясь на маленькой, уютной кухне за бутылкой водки и зачастую горькой беседой.
Портреты многих из них Борис запечатлел на холстах. Часть из них была использована в последующем при создании экспозиции: «Борцы за независимость Украины» в Музее им. Кавалеридзе – проект тогдашнего директора музея Ростислава Александровича Синько. То, что его до сих пор не приняли в Союз художников, уже вызывает улыбку … В начале 2000 годов Борису предложили вступить в Союз художников Украины, на что он ответил отказом, мотивируя тем, что, прожив более шестидесяти лет без этого, проживет и дальше. Но маховик истории уже завертелся в другую сторону и вскоре не член Союза художников – Борис Плаксий удостаивается почетного звания Заслуженный художник Украины. А в 2007 году, из рук Президента Ющенко Виктора Андреевича получает удостоверение Лауреата Шевченковской Премии в области искусства. Знаменательно, что Комитет по Шевченковским Премиям находится на той самой улице Прорезной, где было когда-то кафе «Хрещатий Яр».
Борис Плаксий по-прежнему творит в своей квартире-мастерской на Оболони. Также как раньше, в связи с отсутствием необходимой для художников «диагонали» пользуется изобретенным им же методом использования бинокля обратной стороной, для создания расстояния перед наложением мазков. Уже нет с ним его верной подруги и жены Вали – к сожалению близкие уходят в вечность, не спрашивая у нас разрешения. Сейчас с ним вместе живет сын – Борис Борисович Плаксий со своей очаровательной женой и дочерью.
Кое-кто, как известная героиня «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова – бабуля из «Вороньей слободки» может позлорадствовать: «А не летай, голубчик, не летай …» Т.е. это тебе плата и за неуступчивость, и за честность, и за талант. Сам себе избрал судьбу – теперь не жалуйся.
А о том, чтобы жаловаться речь не идет: такие люди как Плаксий несут крест своей судьбы с завидным мужеством. Что же они получают за это? А ничего. Кроме выстраданного права ответить словами великого Кобзаря: «Ми просто йшли. У нас нема зерна неправди за собою».
Стас Хохлов, Борис Плаксий, Владислав Бургонский.
фото из архива Валерия Бургонского
Галерея
_____________________________
Для написания очерка о Борисе Плаксие исп. статья Данила Кулиняка «Нема зерна неправди»,
ж-л Україна, №34, 1989.