Происхождение и развитие йоги
Происхождение йоги теряется во мгле тысячелетий. В некоторых преданиях йога отождествляется с божественным даром древним мудрецам, переданным для того, чтобы человечество в дальнейшем осознало ее высшую сущность.
Обычно методика занятий йогой непосредственно передавалась от учителя (гуру) к ученикам. Им были понятны способы и цели йоги, поскольку гуру на основе личного опыта мог направить своих последователей на верный путь и оградить от недопонимания. Только когда разные системы йоги были зафиксированы в виде текстов, обнаружились разночтения.
Нельзя обвинять авторов классических текстов в недальновидности, поскольку они фиксировали свои размышления и выводы по йоге как можно более ясно во избежание неверного понимания. Они излагали свои мысли в минимуме слов для того, чтобы читающие не путались, пытаясь понять написанное, задумываясь о вариабельном значении сказанного, именно для этого во многих случаях авторы текстов облекали свои мысли в повторяющиеся символы.
Это было предназначено для того, чтобы только готовый воспринять йогу человек был в состоянии постичь данный символизм, если необходимо, делая это с помощью гуру. Однако, хотя такие меры предосторожности и были приняты древними риши (мудрецами), в дальнейшем возникло много непонимания, в основном в среде ученых интеллектуалов и болтунов, которые потому и перевирали так изначально заложенную, скажем, в «Сутры» информацию, что не могли подтвердить свои комментарии личным опытом.
К сожалению, окружающие слишком часто доверялись этим пустопорожним комментариям не обращаясь к оригиналам текстов и к советам людей, которые, пройдя этот путь лично, знали силу йоги. В результате получилась путаница и, как следствие этого, многие люди во имя йоги и с добрыми намерениями совершали самые странные поступки. Некоторые известные примеры таких поступков – пребывание днем на солнцепеке и пытки тела разными способами, стояние на одной ноге на одном месте целыми месяцами и т.д.
Йога, которую мы знаем сейчас, именно та, которая возникла и развивалась в Индии, практиковалась более 5 тысяч лет назад. При археологических раскопках, сделанных в долине реки Инд, в останках древних городов Хараппы и Махенджо-Даро (сегодняшний Пакистан), были найдены статуи, которые представляли людей, занимающихся йогой. На них изображены бог Шива (мифологический создатель йоги) и его жена Парвати, сидящие в разных позах (асанах) и практикующие медитацию, каковая и является, в общем-то, йогой.
Первое упоминание о йоге встречается в древних Ведах — священных книгах индусов. И хотя не все с этим согласны, некоторые представители научного мира считают, что эти книги были написаны около четырех с половиной тысяч лет назад. Веды считаются первыми текстами о йоге, так как они, хотя и косвенно, показывают ее сущность.
Современники Вед ясно осознали, что существует динамическая основа жизни, которую они назвали вайю (прана). Они также поняли, что прана тесно связана с дыханием. В Ведах кратко упоминается о существовании пранических центров (чакрамов) внутри физического тела. О (поразительном) воздействии звука также было известно в те времена, поскольку (тексты Вед) упоминают различные мантры, которые используются для достижения материальных и духовных целей. В этом смысле ведические индийцы, похоже, знали больше о науке звуков, чем люди нашего времени. В заключение следует сказать, что понятие йоги в той или иной форме было известно как во времена Вед, так и за много тысяч лет до этого (современная наука считает, что технология йоги родилась из приемов первобытной магии, скорее всего – охотничьей, поскольку многие известные с древности асаны носят названия животных). Это и не удивительно, так как всегда были люди, которые хотели и пытались достичь высшего сознания, преодолевая пределы своих личностных ограничений. Но, по всей видимости, йога как система не была оформлена в достаточной мере как в доведический период, так и во время создания (основного) корпуса Вед. О распространенной практике было хорошо известно, но сама наука о йоге не была систематизирована.
Йога начала приобретать сегодняшние очертания только с появлением “Брахман” и “Упанишад”. “Брахманы”- тексты, повествующие в основном о жертвоприношениях и обрядах, хотя в них также содержится большое количество информации (самого разного рода), в том числе исторической. В них упоминается Джапа (медитативные техники, включающие пение мантр) и Моуна (способ медитации, который можно перевести как «внутреннее безмолвие”) — два важных аспекта йогической технологии. Эти тексты впервые упоминают универсальную мантру ОМ и (показывают) ее огромное значение. В Брахманах были заложены основы для последующего развития науки о Свара-йоге (учение о дыхании, потоках праны и отношении к жизни), что привело к появлению классического текста “Шива-Свародайя”. В “Брахманах” упоминается также о развитии посредством йоги (необычных) психических возможностей, например — способности читать чужие мысли.
Однако прочные основы йоги обнаруживаются именно в текстах “Упанишад”. Именно здесь мы видим, как йога приобретает более определенные очертания. На санскрите слово «упанишад» состоит из слов “шад”- “сидеть”, “упа” – “рядом”, и “ни” – “учить” что в совокупности означает «сидеть рядом с учителем и получать от него знания непосредственно». Термин «упанишад» можно также перевести как «тайное знание». Главная мысль “Упанишад” заключается в том, что Великую Сущность можно познать только через союз индивидуальной души с всеобщей, через их соединение (йогу), но не посредством интеллектуального размышления или накопления знаний.
“Упанишады” не дают ясной картины пути в йоге, скорее это схема, канва, на которую должна лечь «вышивка» частного жизненного узора, — а для этого требуются только личные усилия. Как говорит «Катха упанишада», путь к истине через йогу узок, как лезвие бритвы.
В “Упанишадах”, обнаруживается буквально “золотое дно” информации по многим аспектам йоги. Например, в “Йогачудамани” содержится обширный перечень чисто практических моментов, который начинается с асан и пранаям, и завершается психическими центрами и самоосознанием. Там содержится также предварительные сведения и некоторые детали из Крийя-йоги.
Однако, текстам “Упанишад” явно недостает систематичности, краткости и четкости изложения йогической технологии, вследствие чего они, по сути, являются конгломератом разнородных и сложных для понимания концепций. Можно сказать, что “Упанишады” более подходят для воодушевления, нежели для обучения. В эпоху составления этих текстов и до недавнего времени гуру всегда лично обучал (садхак) практике йоги, поэтому авторы и не останавливались на этом.
“Махабхарата” и “Рамаяна” – две огромные эпические поэмы, написанные примерно три с половиной тысячи лет назад, до эпохи Будды. “Махабхарата” приблизительно переводится как “Великая книга индийской культуры”, а «Рамаяна» — как “Путь Рамы”. “Махабхарата” содержит более ста тысяч строк, а “Рамаяна”, будучи меньшего объема, все же достаточно велика по масштабу, и может быть названа энциклопедией, а не книгой.
“Рамаяна” является особенно популярным произведением даже в сегодняшней Индии. Она описывает жизнь Рамы в стихах непревзойденной красоты, которые часто исполняются под аккомпанемент (в виде киртан, бходжан и т.п.). И хотя в этом произведении не содержится открытого обучения, в нем есть множество деталей и намеков, которые косвенно показывают сущность жизни адептов йоги и путь, который надо пройти для достижения полного самоосознания. Тексты описывают жизнь Рамы, его жены Ситы, многих других персонажей и беды, с которыми они сталкиваются в жизни. Но на самом деле за всем этим скрыта картина внутренних и внешних испытаний, с которыми должен столкнуться занимающийся йогой на пути к высшему сознанию.
Другой канонический текст называется “Йога-Васиштха”, его считают прямым продолжением “Рамаяны”. Он также является плодом духовного вдохновения его создателя, и примечателен глубиной духовности и научных идей. Многие такие идеи, обнародованные лишь недавно, пытаются объяснить все аспекты мироздания и связать их в конечном итоге с сознанием. Обсуждаются также все стороны жизни, от здоровья и болезней до страдания и счастья. Описываются разные, известные к тому времени, способы обретения духовного просветления. Многократно подчеркивается важность прямого (интуитивного) восприятия и опыта, который противопоставляется знанию заимствованному от окружающих. «Йога-Васиштха» показывает разные пути, делая акцент на медитации и Джняна-йоге. Также рекомендуется пранаяма, как метод контроля мышления и ключа к медитации. Однако, это не та книга, которая может быть рекомендована для новичков в йоге. Хотя она и является кладезем бесценных знаний и прекрасной поэзией, в ней нет указаний на то, какая именно разновидность йоги подходит данному человеку, и на самом деле она предназначена для людей, которые уже владеют йогической техникой и обладают значительным опытом.
“Махабхарата” содержит множество фрагментов и эпизодов, где так или иначе речь идет о йоге, они вклиниваются в главную тему эпоса – военные битвы на протяжении определенного периода индийской истории. Однако квинтэссенция сведений по йоге содержится во всемирно известной части «Махабхараты» — “Бхагавад Гите”. Это поэма из семисот стихов, в которых Кришна обучает йоге великого воина Арджуну, (воплощение Бога), который берет на себя роль возничего во время решающей битвы эпоса. И хотя этот текст можно посчитать, до некоторой степени, противоречивым, из-за чересчур интеллектуального анализа и сверхточного толкования, он до сих пор является источником вдохновения и руководством для людей, следующих по йогическому пути (за исключительную посвященность предмету йоги «Бхагавадгиту» иногда называют «Йога-шатрой»). Те, кто успешно осваивает йогу, находят неисчерпаемое количество мудрости, содержащейся в текстах “Бхагавадгиты», им открываются новые, все более высокие аспекты этого пути.
Именно в “Бхагавад-Гите” мы находим утверждение о том, что йогой может заниматься кто угодно, а не только избранные. До создания этого текста существовала тенденция считать йогу занятием для избранных, не имеющим отношения к повседневности. Именно “Бхагавад-Гита” побуждает каждого начать заниматься йогой здесь и сейчас, не считая это деятельностью, которая начнется где-то в будущем, когда такая возможность представится сама собой. Йогой надо заниматься сейчас как неотъемлемой частью жизни. Другая важная сторона “Бхагавад Гиты” состоит в объединении разных спектров йоги в завершенную целостность. Не должно также существовать ограничений для занятия любыми видами йоги, на самом деле необходимо объединение всех путей развития. И хотя человек может систематически следовать только одному пути, он по возможности должен культивировать и другие исторически признанные и прошедшие проверку временем виды йоги, о чем ясно говорится в “Бхагавад-Гите”. До ее создания существовала тенденция считать некоторые виды йоги взаимоисключающими.
До сих пор мы в основном рассматривали историческое развитие литературы о йоге, обладая достоверным знанием этого развития, основанным на изучении древних текстов. Однако йогу параллельно развивали и совершенствовали практикующие гуру, которые устно передавали ученикам свое знание, полученное в личном опыте, при попытках достичь наилучших результатов. Поэтому все древние тексты йоги только отражают существовавшие в то время и доминирующие мысли по этой теме.
Так как йогические сведения, как правило, передавались устно, развитие теории и практики было беспорядочным. Разные учителя по-разному учили различным методам, поэтому, до того как информация по йоге была систематизирована, она представляла собой громадный набор несвязанных способов и методик, в которых ощутимо просвечивал субъективизм, а также огромное количество предрассудков и суеверий их создателей. Авторы древних текстов пытались фиксировать эти разные подходы и объединять их.
Одним из самых успешных в этих начинаниях был риши Патанджали, создавший текст “Йога сутры”. Этот текст до сих пор считается классической и самой авторитетной книгой о Раджа-йоге. Всего лишь в ста девяноста шести стихах (шлоках) Патанджали рассматривает основы философии, происхождение, способы познания Раджа-йоги. Можно сказать что Патанджали — скорее оформитель материала, нежели тот, кто его создал, поскольку он собрал все наиболее важные методики йогической практики, известные к тому времени, возникшие за много веков до него, и объединил их в одну гармоничную и понятную систему. Конечно, это не он придумал Раджа-йогу, так как сущность ее была известна еще с начала ведического периода.
Предмет Раджа-йоги рассматривается (в «Сутрах») подробнейшим образом, начиная с моральных, затем физических и умственных аспектов и заканчивая самоосознанием. Некоторые высказывания Патанджали о природе души далеко опережают представления современной психологии.
Целый ряд комментаторов, объясняли и толковали тексты, передаваемые из поколения в поколение. Некоторые из этих людей пролили свет на смысл передаваемых из поколения в поколение текстов о йоге. Примером может служит Шри Шанкарачарья, который лично интерпретировал тексты двенадцати “Упанишад” и “Бхагавад-Гиты”, написал ряд произведений о йоге, таких как “Вивекачудамани” («Высшее сокровище мудрости»), “Апарокшанубхути” («Прямое ощущение реальности») и “Атмабодха” («Знание сущности» — см. «Идеологические течения современной Индии», изд-во «Наука», ГРВЛ, М.,1965, с. 174 – 184, перевод и комм. А.Я.Сыркина). Эти трактаты по своей сути являются произведениями искусства. Шанкарачарья был человеком, который интенсивно занимался йогой для себя и на основе личного опыта знал что это такое. Его не устраивал обычный интеллектуальный анализ этого феномена.
Было также множество других, внесших свой вклад в развитие йоги, и достойных упоминания. Бхакти-йога, хотя и была известна сотни лет, в средние века получила особенно сильную поддержку таких своих адептов как Кабир, Тулсидас, Чайтанья Махапрабху, Нам Дев и многих других. Все они были замечательными поэтами, их стихи даже сегодня берут за сердце (см. «Кабир. Лирика», ИХЛ, М.,1965, 173 с., 25000 экз.).Такие люди как Кабир не только выражали в поэзии свои религиозные чувства, но также дополняли это практичными советами в отношении Бхакти и других направлений йоги.
В течение многих веков было создано большое количество текстов по Хатха-йоге, самые известные из них – “Хатха йога прадипика”(Сватмарамы Сури), “Шива-самхита”, “Гхеранда-самхита” и другие. В этих текстах подробно рассказывается об асанах, пранаяме и других аспектах Хатха-йоги вместе со способами выполнения мудр, бандх и т.д. Однако во всех этих произведениях подчеркивается, что особой целью занятий Хатха-йогой не является одно только достижение наилучших физических кондиций. Данная практика – путь к высшим идеалам, который в первую очередь требует телесного здоровья.
Известно много великих йогинов древности, которые внесли свой вклад в развитие йоги, среди них можно назвать Горакхнатха, Матсиендранатха, Янаку, Яджнавалкью, Аштавакра, Вьясу (с его “Бхашьей”) и многих других, а также йогов современности, это Рамакришна, Вивекананда, Рамана Махарши, Свами Шивананда и (его лучший ученик) гуру Свами Сатьянанда.
Перечислять можно бесконечно. О йоге написаны тысячи книг, например — “Аштавакра Гита” – это возвышенный текст, который содержит свод высказываний йогов во время высших стадий медитации; “Анугита” (часть “Махабхараты”) содержит дополнительные объяснения Кришны своему ученику Арджуне. “Брахма-сутры” (Бадараяны) пытаются кратко передать сутщность “Упанишад”, “Вьясабхашья” является превосходным комментарием на “Йога-сутры” Патанджали, “Бхакти-сутра” Нарады дает наставления в Бхакти-йоге и так далее. И этот список растет с каждым уходящим годом.
Итак, мы лишь вкратце рассказали здесь о происхождении йоги. Для более подробного освещения истории ее развития потребовалось бы написать многотомник. Пусть те, кто интересуется данным предметом более углубленно, попытаются найти информацию об этом самостоятельно. Для тех, кто желает следовать путем йоги, такие глубокие знания по истории данного предмета не обязательны. В упомянутых книгах содержится суть предмета, их может прочесть любой, кто желает предварительно изучить первоисточники. Тем не менее, для личностного роста, совсем не обязательно читать что-либо из этих книг, поскольку йога, — прежде всего стопроцентная практика, разновидности, и приемы которой, в полном объеме описаны в современных книгах, используются в существующих школах, и могут быть усвоены, с помощью компетентного гуру, что является самым лучшим способом приобщения к этому великому искусству.
В заключение этого раздела Автор выражает глубокое уважение и благодарность своему «йогическому вождю» — Александру Гуракову, Воину, мужественно и благородно идущему дорогой знаний.