Что такое йога
Слово «Йога» образовано от санскритского корня «юдж», означающего единение, а также сосредоточение внимания.
Йога – одна из шести ортодоксальных систем индийской философии. Она была верифицирована, скоординирована и систематизирована Патанджали в его классическом труде «ЙОГА СУТРЫ», состоящем из 185 сжатых афоризмов.
«Когда йогин, мысль обуздавший,
сам себя укрепляет в Йоге,
он подобен свече, чье пламя,
не колеблется в месте ветра».
(«Бхагавадгита», часть 4, 18-23)
Как у хорошо отшлифованного алмаза каждая из многочисленных граней отражает иной луч света, так и в слове «Йога» каждая грань отражает иной оттенок смысла, выявляя разные аспекты всего диапазона человеческих стремлений добиться внутреннего мира и счастья.
В «Бхагавадгите» есть и другое объяснение термина «Йога», где ударение делается на Карма Йоге (Йога действия):
«Лишь на действие будь направлен,
от плода же его отвращайся;
пусть плоды тебя не увлекают,
но не будь и бездействием скован,
в Йоге стоек, свершая деянья,
уравняв неудачу с удачей:
эта ровность зовется Йогой».
(«Бхагавадгита», 11, 47-48)
Йогой называют также мудрость или умение жить в труде, гармонии и умеренности.
«Тот не йогин, кто переедает,
и не тот, кто не ест совершенно,
и не тот, кто спит свыше меры,
и не тот, кто себя сна лишает.
В пище, в отдыхе будь умерен,
будь умерен в свершенье действий,
в сне и бдении – так обретешь ты
уносящую скорби Йогу».
(«Бхагавадгита», V1, 16-17)
В Катха Упанишаде Йога описывается так: «Когда чувства утихомирены, когда ум в покое, когда интеллект не колеблется, тогда, как говорят мудрецы, достигнута высшая ступень. Этот постоянный контроль над чувствами и умом называют Йогой. Достигнувший его освобождается от заблуждений».
Ясно одно: какое бы определение йоги мы не выбрали, ее влияние на жизнь человека огромно, так как она взаимодействует с основными аспектами человеческой структуры — телом, мозгом и сознанием.
Согласно взглядам йогов, здоровье – это ощущение гармонии, высокая работоспособность, выносливость в условиях чрезвычайных обстоятельств и активное долголетие. Система йогов указывает путь к сбалансированию взаимодействий между психическими и физическими возможностями человеческого организма, к поддержанию оптимальной внутренней среды организма, так называемого гомеостаза. И наоборот, болезнь, согласно воззрениям йогов, представляет собой проявление дезинтеграции, нарушение гомеостаза в результате изменений кровообращения, отложения токсических продуктов и др.
Практические занятия Йогой не означают, что человек должен стать отшельником и уединенно жить в горах. Это самый обыкновенный человек, живущий нормальной жизнью. Для занятий Йогой не имеет значения ни профессия, ни классовая принадлежность, ни религия, ни национальность, ни возраст. В Йоге нет ничего мистического, она не является религиозным верованием или обрядом. Цель ее – последовательно развивать такие качества организма, которые позволяют понять действительность и утвердить самосознание, поддерживать здоровое функционирование мозга и психики. Этого можно достичь последовательно, проходя по различным ступеням Йоги, известным под названием «восьмеричного пути».
Так, например, Хатха-Йога – указывает путь к духовному совершенству через развитие сил организма и психики, путь к отличному здоровью. Согласно учению йогов, наше тело живет за счет «положительных» и «отрицательных» токов, и когда они находятся в полном равновесии, мы можем говорить о своем отличном здоровье. На языке древней символики, «положительный» ток обозначается словом «Ха» (Солнце), а отрицательный – словом «Тха» (Луна). От слияния этих двух слов получается название «Хатха-Йога», смысл которого символизирует единство противоположностей, т.е. положительного и отрицательного полюсов или явлений в жизни. При помощи длительных и целенаправленных упражнений йоги добиваются способности регулировать вегетативные функции.
На самом деле, нельзя по-настоящему представить себе и понять конечную суть Йоги, по крайней мере, высшую, без личного опыта. Можно только в общих чертах указать направление при занятиях йогой, но не конечный результат. Допустимо, например, указать по карте путь к определенному городу и подробно описать местность, но при этом исключено, чтобы кто-то прошел туда вместо вас и, таким образом вы узнали бы этот город. Определенные действия каждый должен проделать лично (то есть быть непосредственным участником), и, прежде всего к йоге это относится на все сто процентов. Можно указать направление (действий и развития), предпринять попытку объяснить высшие цели, но свой путь каждый должен пройти самостоятельно. В этом особенность йоги — не описание, не теория, не предположения, но полностью личный опыт и участие.